Оценочная компания
г. Москва, Настасьинский пер., д 3
info@proocenka.ru
Оценочная компания
г. Москва, Настасьинский пер., д 3
Ежедневно c 9-00 до 21-00

Арбитражный Суд г. Москвы

г. Москва, ул. Новая Басманная, д.10

Постановление

апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу

г. Москва

21 мая 2003 года

Дело № А 40-49880/02-122-267

Арбитражный суд г. Москвы в составе Председательствующего судьи Добровольского В.И., судей Мишустиной И.Н. и Осиповой М.В.

Протокол судебного заседания ведет Председательствующий судья Добровольский В.И., при участии:

Истца: ГУ «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» - представитель Назаров В.В., доверенность от 26 ноября 2002 года.

Ответчика: Минимущество Российской Федерации – представитель Верхозина А.В., доверенность от 26 декабря 2002 года.

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 февраля 2003 года по делу А 40-49880/02-122-267, принятому судьей Егоровой Т.А., суд

установил:

Арбитражный суд г. Москвы, рассмотрев дело по иску ГУ «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия» о признании ненормативного акта – приказа Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 9155 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление оценочной деятельности Государственному учреждению «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия» недействительным, принял решение об отказе в удовлетворении иска.

Истцом подана апелляционная жалоба, из содержания которой усматривается, что заявитель просит отменить судебное решение по следующим основаниям:

Суд признал, как указано в Решении, что «закон Российской Федерации «Об оценочной деятельности в РФ» в качестве субъектов оценочной деятельности предусматривает любые юридические и физические лица и не предусматривает прямого запрета для государственных учреждений заниматься оценочной деятельностью». Необходимость осуществлять, в том числе оценочную деятельность, вытекает из п.3 пп.«б» «Положения о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации в РФ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г., а также п.2 пп.«б», п.2.3, пп.2 «г» и «ж» Положения Истца (учредитель на федеральном уровне Главгосэкспертиза РФ). Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 16.09.98 г. № 158-ФЗ, ст.10 указанного Закона прямо заперщает лицензирующему органу требовать документы, не указанные в законе, Положении о лицензировании вида деятельности от лицензиата.

Требование ответчика о предоставлении «заключения МАП Российской Федерации» в Законе и Положении о лицензировании оценочной деятельности – для государственных учреждений не установлено, - следовательно, нарушает права Истца как лицензиата.

Ссылка Ответчика на ст.7 ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - несостоятельна, так как в данной статье п.2 , абзац 2-ой, указано, что «запрет» на «совмещение функций органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов»…устанавливается «за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации» (к данному случаю относятся ст.ст.234, 25, 26, 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст.55, 161, 176 Бюджетного кодекса РФ).

Ссылка в решении Суда на Постановление Министерства строительства Российской Федерации от 4.07.96 «Об утверждении типового Положения об органе государственной отраслевой экспертизы Министерства (ведомства) Российской Федерации», - несостоятельна, так как с момента принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации (1998 г.) государственная «экспертиза» градостроительной документации стала «вневедомственной» и, следовательно, суд применил нормативный правовой акт, не подлежащий применению.

В отзыве на апелляционную жалобу Ответчик поддержал принятое Решение, указав, что в соответствии со ст.2 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия является специальным разрешением на осуществление конкретного вида деятельности, выданным лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, предоставляя лицензию на осуществление оценочной деятельности, Минимущество России наряду с другими представленными документами обязано осуществить экспертизу учредительных документов, подтверждающих правоспособность организации осуществлять предпринимательскую деятельность (оценочную). Правоспособность юридического лица регулируется ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп.«б» п.4 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Положением Правительства Российской Федерации 7.06.2002 г. № 395 «О лицензировании оценочной деятельности», для получения лицензии соискателем лицензии представлены учредительные документы.

ГУ «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия» действует на основании Положения о Государственном учреждении «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия», утвержденного приказами Министерства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия от 10.02.2002 г. и Главного управления государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России от 6.03.2002 г. №7.

В соответствии со ст.52 ГК Российской Федерации юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации общего вида.

В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций являются решение собственника о создании организации и устав, утвержденный собственником.

Вышеназванной организацией представлено Положение, которое не является положением общего вида согласно ст.52 ГК Российской Федерации и не является учредительным документом согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях».

Положением ГУ «Управление хозяйственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия» определена цель деятельности – государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации, проведение контроля проектов строительства, осуществляемого на территории региона, независимо от источников финансирования, форм собственности и подчинения в части вопросов, относящихся к компетенции административных органов государственного управления и местного самоуправления, проверка реализации решений и рекомендаций своих экспертных заключений при дальнейшем проектировании и строительстве.

В соответствии с типовым положением об органе государственной отраслевой экспертизе министерства (ведомства) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 4.07.1996 г. № 18-44, одной из основных задач отраслевой государственной экспертизы является осуществление контроля за соблюдением в проектной документации требований общегосударственных и отраслевых норм и правил, контроля за реализацией замечаний и предложений экспертных заключений при дальнейшем проектировании и строительстве, контроля за качеством проектно-сметной документации.

В соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008, одной из целей государственной экспертизы является оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов, осуществляемое за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов Российской Федерации (п.«б» ст.3). Откуда следует, что данная организация является органом государственного надзора, наделенная правами органа государственной власти. Указанная функция установлена государством, не является предпринимательской деятельностью и не требует получения лицензии на осуществление оценочной деятельности. Следовательно, довод заявителя о том, что необходимость осуществлять оценочную деятельность вытекает из вышеназванного Положения, несостоятелен.

Оценочная деятельность является предпринимательской деятельностью, и не отвечает требованиям Типового Положения об органе государственной отраслевой экспертизы министерства (ведомства) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 4.07.1996 г. № 18-44 и Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008.

Приказом Минимущества России от 10.07.2002 г. - № 155 Государственному учреждению «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия» было отказано в предоставлении лицензии на осуществление оценочной деятельности (далее - лицензия) на основании Федерального закона от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.06.2002 г. № 395 «О лицензировании оценочной деятельности».

В соответствии со ст.7 Законам РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 (в редакции от 30.12.2001 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещается совмещение функций федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора.

В связи с тем, что в соответствии с Типовым положением, организация наделена функциями надзора и контроля за соблюдением в проектной документации требований общегосударственных и отраслевых норм и правил, а также в связи с тем, что в соответствии с п.1.2 положения Учреждения, данная организация является специально уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по проведению государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации на территории Республики Бурятия. Указанная организация не может совмещать функции хозяйствующего субъекта, а именно осуществлять предпринимательскую деятельность, в частности – оценочную.

Рассмотрев материалы дела и заслушав выступления и объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

Приказом Минимущества России от 10.07.2002 г. № 9155 Государственному учреждению «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия» отказано в предоставлении лицензии на осуществление оценочной деятельности на основании Федерального закона Российской Федерации от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.06.2002 г. № 395 «О лицензировании оценочной деятельности», приказа Минимущества России от 21.06.2002 г. № 129 «Об организации лицензирования оценочной деятельности» (л.д.45).

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия является специальным разрешением на осуществление конкретного вида деятельности, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Решая вопрос о предоставлении лицензии на осуществление оценочной деятельности, Минимущество России наряду с другими представленными документами обязано осуществить экспертизу учредительных документов для подтверждения правоспособности организации осуществлять предпринимательскую (оценочную) деятельность.

Согласно Положению о ГУ «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия», зарегистрированному Администрацией г. Улан-Удэ 27.04.2002 г., истец «является некоммерческой организацией, созданной на базе Управления государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое Бурятской АССР, имеет организационно-правовую форму – государственное учреждение» (п.1.4 Положения).

При выполнении возложенных задач Учреждение осуществляет в том числе функцию по осуществлению контроля проектов строительства, осуществляемого на территории региона (л.д.30-39).

В соответствии с п.1.2 ст.1 Постановления Министерства строительства Российской Федерации от 4.07.1996 г. «Об утверждении «Типового положения об органе государственной отраслевой экспертизы министерства (ведомства) Российской Федерации» управления государственной отраслевой экспертизы являются самостоятельными структурными подразделениями в центральном аппарате министерств и ведомств.

Закон Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в качестве субъектов оценочной деятельности предусматривает любые юридические и физические лица и не предусматривает прямого запрета для государственных учреждений заниматься оценочной деятельностью.

Однако, в соответствии со ст.7 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. №№ 9948-1 (в редакции от 30.12ю2001 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Управление не вправе совмещать функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с функциями хозяйствующего субъекта.

При вынесении Постановления апелляционная инстанция учитывает следующее:

В соответствии с пп.«б» п.4 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.06.2002 г. № 395 «О лицензировании оценочной деятельности», для получения лицензии соискателем лицензии представлены учредительные документы.

ГУ «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия» действует на основании Положения о Государственном учреждении «Управление государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия», утвержденного приказами Министерства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия от 10.02.2002 г. и Главного управления государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России от 6.03.2002 г. № 7.

В соответствии со ст.52 ГК Российской Федерации юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях общего вида.

В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций являются решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником.

Согласно Типовому Положению об органе государственной отраслевой экспертизы министерства (ведомства) Российской Федерации, утвержденному Постановлением Минстроя России, управления (отделы, службы) государственной отраслевой экспертизы являются структурными подразделениями в центральном аппарате министерств и ведомств.

Истец не является структурным подразделением министерства и осуществляет вневедомственную экспертизу. Представитель истца признал, что вышеуказанное Положение не распространяется на него, так как оно издано в отношении ведомственных структурных подразделений министерств, к которым истец не относится. В то же время, истец не представил доказательств существования Типового положения, в соответствии с которым могла быть произведена регистрация истца согласно ст.52 ГК Российской Федерации и ст.14 Федерального закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях».

Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с целями и задачами, предусмотренными при ее создании в учредительных документах.

При выполнении возложенных задач и функций истец в соответствии с п.2.3 Положения (л.д.12) вправе заниматься оценочной деятельностью. Однако в целях и задачах истца (п.2.1, 2.2) не указана возможность осуществления истцом оценочной деятельности, за исключением оценки эффективности капитальных вложений, направленных на строительство.

Представитель истца пояснил, что истец желает получить лицензию на оценочную деятельность в целом, без выделения какого-либо вида оценки. При этом, в случае получения лицензии, истец получит возможность заниматься деятельностью, не предусмотренной его Положением, принимая во внимание также, что само положение не содержит ссылки, в соответствии с каким Типовым положением оно разработано и зарегистрировано.

Довод истца о том, что бюджет не получит доходов, которые мог бы извлечь истец из оценочной деятельности судом отклоняется, так как данный довод не связан с основаниями отказа в выдаче лицензии.

Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь ст.ст.285, 266, 268, 269, 271 АПК Российской Федерации.

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 февраля 2003 г. по делу А 40-49880/02-122-267

председательствующий судья : Добровольский В.И.

судьи : Тернова Л.В.

Осипова М.В.

Смотрите также: