Оценочная компания
г. Москва, Настасьинский пер., д 3
info@proocenka.ru
Оценочная компания
г. Москва, Настасьинский пер., д 3
Ежедневно c 9-00 до 21-00

При проведении оценки нематериальных активов важно понимать, что понимается под данным термином. Нематериальные активы это объекты, используемые для получения дохода в течение длительного периода, обеспечивающие будущие выгоды, не имеющие материально-вещественного или финансового воплощения. Либо вероятны случаи, когда  материально-вещественная форма таких активов  не играет существенной роли в процессе их эксплуатации.

Для целей оценки нематериальных активов различают такие виды - интеллектуальную собственность, имущественные права, отсроченные или отложенные расходы. Кроме того, все нематериальные активы могут быть классифицированы по связям с другими областями коммерческой деятельности:

  • Связанные с маркетингом (товарные знаки, фирменные названия, названия торговых марок (бренды), логотипы).
  • Связанные с технологиями (патенты на технологические процессы, патентные заявки, техническая документация, техническое ноу-хау и т.д.).
  • Связанные с творческой деятельностью (литературные произведения и авторские права на них, музыкальные произведения, издательские права, постановочные права).
  • Связанные с обработкой данных (запатентованное программное обеспечение компьютеров, авторские права на программное обеспечение, автоматизированные базы данных, маски и шаблоны для интегральных схем).
  • Связанные с инженерной деятельностью (промышленные образцы, патенты на изделия, инженерные чертежи и схемы, проекты, фирменная документация).
  • Связанные с клиентской базой (списки клиентов, контракты с клиентами, отношения с клиентами, открытые заказа на поставку).
  • Связанные с контрактами (выгодные контракты с поставщиками, лицензионные соглашения, договора франшизы, соглашения о неучастии в конкуренции).
  • Связанные с человеческим капиталом (отобранная и обученная рабочая сила, договора найма, соглашения с профсоюзами).
  • Связанные с земельным участком (права на разработку полезных ископаемых, права на воздушное пространство, права водное пространство и т.д.).
  • Связанные с понятием "гудвилл" – иными словами, деловой репутацией (гудвилл организации, гудвилл профессиональной практики, личный гудвилл специалиста  и общая стоимость бизнеса в качестве действующего предприятия).

Для целей принятия  к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение объектом следующих условий. Прежде всего, речь идет об отсутствии у объекта оценки материально-вещественной формы. При этом, первоначальная стоимость объекта может быть достоверно определена и есть четка возможность  выделения или отделения (так называемой идентификации) объекта от других активов.

Для этой же цели важно наличие такого факта, как не планирование компанией будущей перепродажи (в течение года) нематериального актива. Кроме того, важно условие, что объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев и компания  имеет право на получение экономических выгод (дохода), которые данный объект способен приносить в будущем.

И, безусловно, у компании должны быть  надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).